Ортодоксальный иудаизм
Возникновение
Ортодоксальный иудаизм объединяет те направления, сторонники которых следуют религиозному мировоззрению верующих-консерваторов с эпохи Позднего Средневековья до начала Нового времени. Представление о традиционном иудаизме как об ортодоксальном появилось после возникновения в данной религии реформизма.
В середине XIX века верующие-консерваторы начали называть себя ортодоксами в связи с распространением данного термина. В конце XIX в. в еврейском обществе, проживавшим на территории Восточной Европы, ортодоксы называли себя «датиим» (религиозные), а прогрессивные иудеи стали именоваться «хофшим» (свободомыслящие). В Израиле иудеи-консерваторы сохранили это название, а представители иных конфессий стали именоваться «хилоним» (светские).
Доктрина
Сторонники этой религии считают, что именно с появлением иудаизма мир узнал о монотеизме. Бог для иудея — Совершенный Разум, Благодать, Справедливость, Любовь. Бог любит каждого человека и заботится о нём. При этом, иудеи, как избранный народ, не получают каких-либо значимых привилегий. Они должны делом доказать, как следует жить. Именно поэтому простому человеку нужно следовать лишь семи законам, в то время как иудей имеет 613 предписаний, извлечённых из пятикнижия. При этом все люди равны перед Богом и имеют все средства для достижения своего предназначения. Это и божественная помощь, и свободная воля. В иудаизме есть учение, говорящее о том, что в конце дней мёртвые оживут во плоти и продолжат свой путь на земле.
Погребение у ортодоксальных иудеев
Когда кто-нибудь умирает в доме, об этом извещают раввина или другого представителя администрации синагоги. Они всегда окажут помощь в организации похорон.
Также следует связаться с похоронным бюро, с которым необходимо согласовать время погребения и договориться о перевозке тела умершего. Похороны проводят в день смерти или не позднее следующего дня. У тела всегда должен быть кто-то рядом, даже если усопший в морге. В помещении, где находится покойный, могут быть только родные.
Откладывать допускается в исключительных случаях: например, нельзя хоронить в Субботу или в праздник. Ещё одна уважительная причина — близкий родственник не может приехать в срок.
Следует поставить в известность еврейское похоронное товарищество. Такие организации имеются во многих синагогах: отдельные для мужчин и женщин. Они полностью омывают тело тёплой водой. После усопшего облачают в простую белую одежду, дабы подчеркнуть равенство людей всех социальных слоёв перед смертью. В «непригодном» талите (по обычаю отрезается один из концов молитвенного покрывала) хоронят мужчин. Если усопший погиб при обстоятельствах, когда одежда покрыта кровью, его следует хоронить в том же одеянии, так как кровь священна как жизнь.
Похоронный обряд
После необходимых процедур тело помещают в очень простой гроб из дерева, так как все люди равны: и богатый, и бедный. Запрещается бальзамировать тело, а кремация не соответствует Закону. Нельзя выставлять тело на обозрение, чтобы враги не радовались смерти усопшего.
Перед похоронами раввин (обычно) совершает специальный обряд разрывания, «криа». Одежду (рубашку, блузку) надрывают, что символизирует разбитое сердце. Обряд распространяется на самых близких родственников. Разорванную одежду носят в течение недели кроме Субботы. При совершении обряда произносят благословение.
Похороны начинают с чтения Псалмов, после воспевают хвалы, затем произносится поминальная молитва. Гроб выкатывают или выносят члены хевра кадиша (только мужчины). Собравшиеся молчат до тех пор, пока все члены семьи не пройдут мимо них. После того, как усопшего опускают в могилу, близкие бросают туда пригоршни земли. После сын покойного или член общины читает поминальную молитву ка-диш. По окончанию службы друзья покойного выстраиваются в два ряда, между которыми проходят родственники, а друзья выражают им свои соболезнования.
Надгробье ставят через определённый период (в Израиле — на тридцатый день траура, во многих других странах — через год). Памятники не ставятся. На иудейские похороны не принято приносить цветы.