Хариджиты, суфии, салафиты
Наряду с двумя наиболее распространенными течениями ислама — суннизмом и шиизмом — имеется еще множество других направлений, имеющих собственные различия в вероучении и образе жизни. Среди них наиболее популярны три: хариджизм, суфизм и салафия.
Хариджизм
Имам-халиф (духовный и политический глава религиозной общины государства), согласно учению хариджитов, должен быть выборным. Право на участие в выборах должно быть предоставлено абсолютно всем верующим, вне зависимости от их происхождения. Избираться на пост имама-халифа может любой достойный мусульманин, а не только член правящего племени — курейшитов, как это принято у суннитов. Этот принцип выборов резко отличается от принятых в суннизме и шиизме.
Самому званию имама-халифа у хариджитов не приписывается никакого сакрального значения. Он не является государем или учителем веры, а лишь главой правоверной общины, представляющей и защищающей ее интересы. Если избранный имам-халиф предаст интересы общины, будет ей дурно управлять или нарушит существующие правила с целью извлечения личной выгоды, то община может его судить и даже казнить, если прегрешение слишком велико.
Хариджиты
Вероучение хариджитов не признаёт законным правление некоторых первых халифов — Усмана, Али, остальных Аббасидов, Олейманов и прочих. Но признают Абу Бакра и Умар ибн Хаттаба. Также хариджиты отрицают учение о «несотворенности» Корана, подлинность XII суры Корана «Иосиф» и не принимают культа святых. В современном мире самые большие общины хариджитов находятся в Ливии, Алжире и Омане.
Салафизм
Салафиты — это общее название видных мусульманских деятелей, выступающих в разные исторические периоды с призывами ориентироваться на исповедание и образ жизни ранних мусульман — ас-саляф ас-салих (от араб. — праведных предков).
Отличительный признак салафитов — резкое отрицание и неприятие различных нововведений как в традиционном исламском учении мусульман, так и в повседневной жизни. Это относится и к аллегорическим, и символическим методам толкования Корана, и к новшествам, пришедшим в мусульманский мир с Запада, и прочим изменениям старинного исламского уклада.
Доктрина салафизма относится к основам ваххабизма, возникшего в Аравии в конце XVIII века. В наше время идеи салафизма широко используются идеологами общины «Братья-мусульмане», а отождествление с террористической деятельностью ваххабистов и появление радикального салафизма привело к тому, что в некоторых странах начали появляться инициативы законодательного запрета этого течения.
Суфизм
Суфизм является мистическим учением ислама, а приверженцы его именуются суфиями. Это направление считается крайне неоднородным, так как к нему примыкает множество самых разных исламских течений и школ.
Фестиваль суфиев
Первыми суфиями принято считать аскетов, носивших шерстяные власяницы, отсюда и само название (от араб. — шерсть). Они проживали в конце VIII века на территории Ирака и Сирии, следовали предписаниям Корана и сунн, принимали обеты, соблюдали все посты и участвовали в бдениях. Первые суфии были равнодушны к богатству и лишениям, они не проявляли активности в социуме, а основной их целью было постижение Откровения в Коране.
Очень большое значение ранними суфиями уделялось философскому аспекту религии и поведения людей. Они анализировали и выявляли истинные причины человеческих поступков, одновременно проповедуя бескорыстную любовь к Аллаху.
Окончательное формирование суфизма и определение основных положений произошло в IX–X веках. Было выработано учение о пути к Богу и ожидающих каждого идущего по этому пути «стоянках» (макам) и «состояниях» (ахвал). Конечной целью у суфий принято считать уничтожение человеком собственных личностных качеств и замену их божественными, прямым единением с истиной. Многие суфии называли себя подлинными наследниками Пророка или божественными избранниками.
Последовавшее в X–XI веках повсеместное распространение суфизма привело к значительному росту числа его последователей и образованию братств — тарикатов. Это позволило сыграть суфизму значительную роль в мировом распространении ислама и консолидации всех мусульман.
В настоящее время суфизм получил широкое распространение по всему миру, в том числе и в России, оказывая значительное влияние на религиозную практику и политическую ориентацию многих мусульман Чечни, Ингушетии и Дагестана.